Кодекс об административных правонарушениях в качестве одной из мер административного наказания предусматривает приостановление деятельности проверяемого предприятия на срок до 90 суток. В 2018 году подобная мера предусматривалась в отношении 115 составов административных правонарушений.
Несмотря на расширение составов, статистика административного приостановления деятельности идет на спад. По данным Судебного департамента Верховного суда России, с 2014 по 2018 годы число решений судов о применении такой меры снизилось более чем вдвое – с 27315 до 13538.
Приостановление деятельности предприятия – это в первую очередь несколько месяцев простоя, которые могут повлечь за собой срыв в оплате кредитов, неисполнение госзаказа, банкротство, потерю рабочих мест.
В постановлениях Пленума ВАС России №10 говорится о необходимости для судов указывать причины, из-за которых менее строгий вид наказания (например, штраф с выдачей предписания) не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Однако установки высших судебных инстанций не находят отражения в постановлениях судов, либо исполняются формально.
Бизнес-омбудсмен предложил внести изменения в КоАП РФ, предусматривающие сокращение срока административного приостановления деятельности предприятий по итогам проверки с 90 до 30 суток.