Аккредитация испытательной лаборатории - официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные типы испытаний, предшествующие сертификации.
Вопросы и ответы
Сертификация
Аккредитация Консультационно-методического центра (КМЦ) - наделение юридического лица полномочиями представлять определенную систему добровольной сертификации и осуществлять в ее рамках консультационно-методическую деятельность.
Аккредитация органа по сертификации - процедура, посредством которой уполномоченный орган официально признает возможность выполнения органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.
Государственный реестр Систем добровольной сертификации - официальный перечень зарегистрированных в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии систем добровольной сертификации (Росстандарт).
Держатель сертификата соответствия – юридическое лицо, на чье имя выдан сертификат соответствия, полученный после прохождения процедуры сертификации.
Заявитель (в области сертификации) – лицо, которое обращается с заявкой на получение сертификата о компетентности органа по сертификации.
Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, применяемый в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что данная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Инспекционный контроль - контрольная оценка соответствия, целью которой является установление того, что система управления, продукция или услуги продолжают соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
Интегрированная система менеджмента – система, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов, функционирующих как единое целое.
Испытание – техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.
Качество – совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Контролирующий орган (для сертификации) – орган, осуществляющий по поручению органа по сертификации инспектирующую деятельность.
Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) - международная неправительственная организация, осуществляющая разработку международных стандартов и сотрудничество в области стандартизации, членство которой открыто для соответствующего национального органа любой страны.
Надзор за качеством – непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, а также анализ протоколов с целью официального удостоверения того, что установленные к качеству требования выполняются.
Нормативные документы на продукцию, представляемую к обязательной сертификации - законы РФ, государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, другие документы, которые в соответствии с законодательством устанавливают требования по безопасности продукции и услуг. В нормативных документах изложены установленные в процессе стандартизации правила, принципы, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, доступные широкому кругу заинтересованных в нем пользователей.
Обеспечение качества – совокупность планируемых и систематических осуществляемых процессов, процедур, операций и отдельных мероприятий необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет определенным требованиям к качеству.
Оценка соответствия - процедура, используемая для определения соответствия системы управления, продукции или услуги требованиям стандартов или технических регламентов, подтверждаемая сертификацией.
Орган по сертификации - юридическое лицо, уполномоченное проводить работы по подтверждению соответствия.
Орган, образующий систему добровольной сертификации – юридическое лицо, зарегистрированное в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии в качестве разработчика системы.
Область аккредитации органа по сертификации – перечень систем управления, работ или услуг, на подтверждение соответствия которых распространяются полномочия данного сертифицирующего органа.
Область применения системы сертификации – перечень систем управления, работ или услуг, подтверждение соответствия которых возможно в рамках данной системы.
Поставщик – сторона, несущая ответственность за продукцию, процесс или услугу и способная продемонстрировать свои возможности по обеспечению качества. Это определение применимо к изготовителям, оптовикам, импортерам, монтажным организациям, службам сервиса и т. д.
Потребитель – получатель продукции "предоставляемой" поставщиком.
Программа качества – документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной продукции.
Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия системы управления, продукции или услуг установленным требованиям.
Сертификация - деятельность третьей стороны, независимой от изготовителя (продавца) и потребителя продукции или услуг, по подтверждению их соответствия установленным требованиям.
Система управления качеством – совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.
Система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих подтверждение соответствия по правилам, установленным в данной системе.
Стандарт – документ, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, руководящие принципы и характеристики различных видов деятельности или их результатов, направленные на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Сертификация персонала - установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям отечественных или международных стандартов.
Система управления профессиональной безопасностью и здоровьем – часть общей системы управления, дающая возможность управления профессиональными рисками в области безопасности при одновременном совершенствовании производства.
Система экологического менеджмента - часть общей системы управления, которая включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, оценки достигнутого в рамках реализации экологической политики.
Схема сертификации - определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.
Требования к маркировке - касаются места ее нанесения (на продукцию, ярлыки, упаковку и тару); способа нанесения (гравировка, штамповка и др.) и содержания.
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
Центр по сертификации (сертификационный центр) - юридическое лицо, выполняющее одновременно функции испытательной лаборатории и органа по сертификации.
СОУТ
Да, нужно.
Специальная оценка условий труда проводится в отношении условий труда всех работников, работающих у работодателя-организации или работодателя -индивидуального предпринимателя, за исключением только надомников и дистанционных работников.
Согласно части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится с целью идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценки уровня их воздействия на работника. По результатам СОУТ устанавливаются классы (оптимальные, допустимые, вредные и опасные) и подклассы условий труда на рабочих местах.
СОУТ проводится в отношении условий труда всех работников, работающих в организациях или у индивидуальных предпринимателей, за исключением надомников и дистанционных работников.
Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия в составе представителей работодателя, в том числе специалиста по охране труда, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, в состав комиссии включаются работодатель - лично индивидуальный предприниматель или руководитель организации.
Сами работы по СОУТ проводится специализированной организацией, с которой работодатель обязан заключить соответствующий договор. Представители этой организации в состав комиссии не включаются.
Комиссия до начала выполнения работ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест. На эти аналогичные места будут распространяться результаты СОУТ. Аналогичными признаются рабочие места, расположенные в одном или нескольких схожих производственных помещениях (зонах), оборудованных идентичными системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения. Работники на таких местах выполняют задачи по одной профессии, должности или специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в едином режиме рабочего времени и следуют одинаковому технологическому процессу, используя схожее производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье. Все сотрудники также обеспечены средствами индивидуальной защиты одного типа.
Эксперт организации, проводящей СОУТ, производит идентификацию (выявление) потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах. Результаты идентификации утверждаются комиссией.
Если вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми. В отношении таких рабочих мест работодатель подает в территориальную государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета специализированной организации о проведении СОУТ.
Если вредные и (или) опасные производственные факторы идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений фактических значений этих вредных и (или) опасных производственных факторов, которые осуществляются специализированной организацией, проводящей СОУТ.
По результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, которые оформляются протоколами, экспертом организации, проводящей СОУТ, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
Работодатель организует ознакомление работников с результатами ОСУТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности, отпуске, командировке и междувахтового отдыха работника.
Также работодатель в течение 30 дней с момента утверждения отчете размещает на своем сайте (при его наличии) сводные данные о результатах СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
Работодатель обязан обеспечить проведение плановой СОУТ не реже одного раза в 5 лет. Внеплановая СОУТ должна быть обеспечена работодателем в следующих случаях:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ;
- изменение технологического процесса, состава применяемых материалов, сырья, средств индивидуальной и коллективной защиты, замена оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ.
Работодатель обязан:
- предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения;
- не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на результаты ее проведения;
- ознакомить в письменной форме работника с результатами СОУТ и давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения на его рабочем месте;
- реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов СОУТ.
Работник при проведении оценки условий труда на своем рабочем месте вправе:
- присутствовать при проведении процедуры, обращаться к работодателю и организации (ее эксперту) за получением разъяснений по вопросам, связанным с оценкой условий труда;
- обжаловать результаты СОУТ.
Работник обязан ознакомиться с результатами СОУТ на его рабочем месте.
При несогласии работника с результатами СОУТ, при невыполнении работодателем своих обязательств в связи с СОУТ работник вправе обратиться с жалобой в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс) или в суд.
Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда (СОУТ) в отношении этих новых мест. Внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест.
При этом внеплановая СОУТ должна быть проведена, если новые рабочие места не являются аналогичными тем, в отношении которых уже проведена СОУТ. Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных схожими системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения. На этих местах работники выполняют трудовые функции по одной и той же профессии, должности или специальности в одинаковых условиях рабочего времени, при однотипном технологическом процессе с использованием аналогичного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья, обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты.
Для аналогичных рабочих условий СОУТ проводится на 20% мест, выбранных из общего числа таких позиций (но не менее чем на двух), и результаты распространяются на все аналогичные условия.
Поэтому если новые рабочие места являются аналогичными тем, в отношении которых СОУТ уже проведена, и количество оцененных рабочих мест не менее 20% от их общего числа "старых" и новых мест, то внеплановую СОУТ проводить не надо.
Нет, не вправе. Специальную оценку условий труда всегда должен проводить работодатель. Поэтому каждому арендатору как работодателю придется самостоятельно обеспечить проведение специальной оценки условий труда своих работников.
Согласно части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" предметом регулирования указанного закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статья 4 Закона № 46-ФЗ устанавливает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных Законом.
Согласно статье 8 Закона № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальную оценку условий труда всегда должен проводить работодатель. Это касается и случая, когда работники выполняют свои обязанности не на территории работодателя, а на территории клиента работодателя. Исключение составляют случаи, когда такие работники относятся к категории дистанционных (см.Правовое обоснование), тогда СОУТ в отношении их условий труда вообще проводить не надо.
Организационное взаимодействие для целей проведения СОУТ с клиентами работодателя, в месте нахождения которых работники выполняют свои должностные обязанности, необходимо строить по договорам с соответствующими клиентами.
Согласно приложению №2 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" инфразвук идентифицируется как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов.
В целях выполнения требований ст. 17, Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в каждом случае выявления профессионального заболевания, если причинами явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов характерных для данного рабочего места.
Кроме этого внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена, если профессиональное заболевание выявлено на рабочем месте, в отношении которого работодателем подана декларация о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В случае если технологические операции, связанные с работой с ПК, занимают не все рабочее время, действует норма части 4 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", согласно которой время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования.
Согласно ст. 213 Трудового Кодекса РФ необходимость медицинских осмотров в данном случае может быть обусловлена не работой с вредными и (или) опасными условиями труда, а например, работой, связанной с движением транспорта или работой в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей (в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний). Кроме этого, существуют иные законы, устанавливающие необходимость поведения медицинских осмотров.
Да, обязаны.
Согласно ст. 221 Трудового кодекса РФ СИЗ выдаются в соответствии с типовыми нормами не только на работах с вредными и опасными условиями труда, но и на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением...
Все случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда установлены в статье 17 Федерального закона №426-ФЗ.
В случаях изменений, описанных в вопросе, Федеральный закон не предусматривает проведение внеплановой СОУТ.
Комиссия вправе самостоятельно принимать решения, руководствуясь при этом Федеральным законом №426-ФЗ.
Эксперт обязан согласовывать с комиссией все результаты СОУТ. Эксперт несет ответственность за результаты измерений и оценок условий труда на рабочих местах.
Предварительная стоимость работ может быть определена путем сравнения нескольких коммерческих предложений организаций, оказывающих услуги по специальной оценке условий труда. При этом необходимо обращать внимание на перечень услуг, входящих в указываемую исполнителем стоимость услуг.
Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов заключается в сопоставлении условий труда на рабочих местах с характеристиками, указанными в классификаторе, утвержденном уполномоченным органом государственной власти. Этот классификатор учитывает как параметры производственной среды, так и особенности трудового процесса, с одобрением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
На практике же идентификация, согласно ФЗ №426-ФЗ, скорее похожа на процесс, обратный процессу признания существования опасностей согласно OHSAS 18001:2007, поэтому для целей СОУТ применение результатов оценки рисков по OHSAS 18001:2007ограничивается рамками Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденного Минтрудом России в целях сокращения объема измерений.
Факторы, способные привести к травме работника учитываются при СОУТ ограниченно, при этом подразумеваются только физические и химические факторы (химические вещества, шум, температура воздуха, лазерное излучение и др.) с существенными отклонениями от нормативов.
Это не правильно.
Дополнительные тарифы страховых взносов установлены не для всех, а для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
Согласно ст. 58.3, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" к ним относятся физические лица, занятые на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Требование к обучающей организации - это наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программе дополнительного профессионального образования, содержание которой предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа.
В соответствии с п. 23 части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" при специально оценке условий труда оценивается только напряженность трудового процесса работников, трудовая функция которых:
а) заключается в диспетчеризации производственных процессов, управлении транспортными средствами (длительность сосредото-ченного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени, число производственных объектов одновременного наблюдения, нагрузка на слуховой анализатор, время активного наблюдения за ходом производственного процесса);
б) заключается в обслуживании производственных процессов конвейерного типа (продолжительность выполнения единичной операции, число элементов (приемов), необходимых для реализации единичной операции);
в) связана с длительной работой с оптическими приборами;
г) связана с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом №426-ФЗ для руководителей фактор «напряженность труда» не характерен.
Исследования (испытания) и измерения по фактору «Световая среда» следует проводить в случае, если указанный фактор идентифицирован как вредный, а именно: освещенность поверхности недостаточна, имеются жалобы сотрудников на недостаток или избыток освещения, присутствуют слепящие или отражающие поверхности и т.д.
В случае, если фактор «Световая среда» не идентифицирован как вредный, исследования (испытания) не проводятся.
Не обязана, так как профессиональное заболевание выявлено на незадекларированном рабочем месте.
При этом, согласно частям 5 и 7 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и при отсутствии в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением происшествий, вызванных третьими лицами) или случаев профессиональных заболеваний, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.
В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества этой оценки или в Государственную инспекцию по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Приложения 2 – 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда сформированы на основе существующих гигиенических нормативов (прямые ссылки) и содержат в себе наиболее часто встречающиеся в производственных процессах химические вещества в связи с чем, по существу, являются справочными. Если при проведении специальной оценки условий труда выявлены химические вещества, не вошедшие в указанные Приложения, оценка условий труда по ним должна проводиться, исходя из гигиенических нормативов, а оформление результатов осуществляться в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда.