Переходный период реформы СРО

24 февраля 2017

3 июля прошлого года были приняты поправки к закону № 372-ФЗ, коренным образом изменившие систему саморегулирования в строительстве. Однако практика реализации этого документа уже выявила некоторые вопросы, требующие доработки.

Некоторые СРО продолжают принимать в свои члены строительные компании из других субъектов. По этому вопросу Минстрой выразил четкое мнение: принимать можно только компании из своего региона. НОСТРОЙ контролирует эту ситуацию на этапе включения сведений в единый реестр членов СРО — регламент внесения таких сведений допускает возможность отказа во внесении в случае, если указанные сведения свидетельствуют о нарушении СРО положений действующего законодательства.

Формально закон не запрещает прием в СРО новых членов из других регионов до 1 июля 2017 года. Однако не стоит забывать, что установленные Градостроительным кодексом требования к СРО в части соблюдения регионального принципа должны соблюдаться как на момент внесения сведений о СРО в государственный реестр, так и в течение всего срока деятельности СРО. Это означает, что уже сейчас прием в члены СРО юридических лиц, не зарегистрированных в том же субъекте, является нарушением установленных законом требований.

Особо нужно отметить, что прием в СРО компаний из других регионов после 1 декабря 2016 года — это, по сути, узаконенный отъем денег у строителей. Ведь написать уведомление о переходе в региональную СРО с внесенным ранее компенсационным фондом такие стройкомпании после 1 декабря уже не смогут.

Получается, что компании вступают в «не свою» СРО на 4-5 месяцев, а после этого им все равно придется стать членом региональной СРО, но при этом они потеряют все права на уже внесенный в нерегиональную СРО компфонд.

В России есть 13 регионов, где никогда не было саморегулируемых организаций. Но в законе прописано, что в таких случаях строители могут вступать в СРО любого субъекта, граничащего с местом юридической регистрации компании. Более того, во многих регионах сегодня ведется работа по созданию новых СРО.

В этой связи необходимо законодательно закрепить возможность перехода стройкомпаний с компфондом не только в уже существующие СРО, но и в организации, вновь создаваемые в субъектах, где их не было.

Строители уже сейчас активно переходят из одной организации в другую. Но некоторые СРО создают искусственные барьеры, чтобы не допустить перевод средств компфонда своим членам, переходящим в СРО по месту регистрации. Такие недобросовестные СРО заставляют своих членов писать заявления о добровольном исключении (вместо уведомлений о прекращении членства, предусмотренных законом), принимают решения об исключении членов за несуществующие нарушения, а также отказывают в перечислении средств под надуманными предлогами.

Количество жалоб и обращений от пострадавших организаций в переходный период увеличилось. Такие жалобы поступают от членов недобросовестных СРО, которые раньше были не слишком заметны на рынке и только собирали деньги со строителей, компрометируя принципы основы саморегулирования. Изменение правил привело к тому, что эти нарушения вскрылись. Все нарушения прав строителей являются предметом судебной защиты. НОСТРОЙ оказывает всестороннюю правовую поддержку строительным компаниям — членам СРО.

Экспертным советом НОСТРОЙ при участии профильного департамента ассоциации на основе анализа многочисленных обращений и сообщений о проблемах, поступающих из регионов, готовятся сейчас соответствующие законодательные предложения.

Вернуться к списку