Исполнительный директор Общественного совета по развитию саморегулирования выступил на совещании по охране труда на стройке 1 августа и заявил, что система саморегулирования не оправдала себя как механизм, обеспечивающий безопасность строительства и строителей.
При Общественном совете была создана служба Аварийных Комиссаров, и сейчас 48 региональных аваркомов работают в 46 городах России.
Из 50 последних случаев, взятых в работу комиссарами:
- 25 связаны с падением рабочего с высоты,
- 15 – падение предметов,
- 7 – обрушение части здания или обвал грунта,
- 2 – использование строительного крана,
- 1 – падение строительной люльки.
31 случай из них смертельный, по 19 случаям причинен существенный вред здоровью.
Основные причины несчастных случаев на стройплощадках:
- отсутствие коллективных и индивидуальных средств защиты при работе на высоте,
- отсутствие обучения безопасным методам выполнения работ и практическое отсутствие на стройках системы управления охраной труда
- отсутствие профильных специалистов.
33 раза из 500 расследуемых удалось помочь пострадавшим или родственникам погибших, помощь оказана на сумму 45 млн. рублей, в том числе:
- 5 раз на 24 млн. рублей в рамках с участием средств компенсационного фонда СРО, в т.ч учтены групповые случаи,
- 6 раз по иным статьям законодательства,
- 22 раза заключены мировые соглашения потерпевшими и их работодателями.
Однако все это ничто. 24 млн. рублей выплат из компфондов СРО - это капля в море, тем более что в строительных СРО сформировано 70 млрд. рублей компенсационных фондов.
Ежегодные операционные доходы всех СРО и страховых компаний России составляют 15 млрд. рублей. В т.ч.:
- 4 млрд. %% выплачивают банки на этот фонд,
- 800 млн. в год собирают страховые компании в т.ч на выплату потерпевшим и родственникам погибших,
- 10 млрд. членских взносов собирают саморегулируемые организации.
Выплаты потерпевшим в год составляют не более 0,001% от этой суммы. Сырое законодательство не позволяет использовать эти миллиарды для компенсаций потерпевшим. Казалось бы, надо повышать эффективность выплат, ведь очевидно, что деньги есть, а воспользоваться ими сложно.
Однако это ошибочный путь, нужно, как предлагает НОСТРОЙ, напрямую вкладываться в снижение уровня травматизма и смертности, внедрять новые стандарты управления охраной труда. Потому что, идя путем повышения компенсационных выплат, мы не спасем ни одной жизни. Выплаты могут скрасить горечь потерь родных и близких и поддержать людей получивших вред здоровью, но не защитят самого работника.
Надо идти не путем наращивания компенсационных фондов и выплат из него, а путем прямого сбережения жизни и здоровья людей.
В этой ситуации целесообразно часть средств которые платят строители в качестве взносов в компенсационные фонды, или членских взносов направлять управление охраной труда, вместо того чтобы выплачивать компенсации по несчастным случаям.